О системе Единого плательщика в финансировании здравоохранения Кыргызской Республики

(В редакции Закона КР от 17 февраля 2009 года N 51)

Глава I. Общие положения

Глава II. Права и обязанности Единого плательщика

Глава III. Заключительные положения

Настоящий Закон определяет правовые, организационные и финансовые основы функционирования системы Единого плательщика при финансировании здравоохранения в Кыргызской Республике.

Глава I

Общие положения

Статья 1. Понятие системы Единого плательщика

Система Единого плательщика - консолидация финансовых ресурсов здравоохранения из средств базового государственного медицинского страхования и обязательного медицинского страхования с целью последующего проведения одноканального финансирования по расчетам за медико-санитарные и фармацевтические услуги, оказанные населению организациями здравоохранения.

Функционирование системы Единого плательщика предусматривает определение в Кыргызской Республике единого финансирующего органа здравоохранения с передачей ему полномочий управления средствами базового государственного медицинского страхования и обязательного медицинского страхования.

Статья 2. Основные понятия и определения, используемые в настоящем

Законе

Программа государственных гарантий по обеспечению граждан в Кыргызской Республике медико-санитарной помощью (далее - Программа государственных гарантий) - гарантированные объем, виды и условия предоставления медико-санитарной помощи гражданам в Кыргызской Республике.

Средняя стоимость пролеченного случая - средний расчетный показатель, отражающий размеры средств базового государственного медицинского страхования, обязательного медицинского страхования и сооплаты населения, направляемых за каждого пролеченного больного.

Подушевой норматив - средний расчетный показатель финансирования первичной и специализированной медико-санитарной помощи на одного обслуживаемого или прикрепленного жителя с корректировкой на поправочные коэффициенты, учитывающие половозрастной состав населения, географические и экономические региональные особенности.

Норматив финансирования бригады скорой помощи - средний расчетный показатель финансирования одной бригады скорой помощи в год, отражающий средние совокупные затраты по предоставлению скорой и неотложной помощи.

Консолидированный бюджет здравоохранения Кыргызской Республики совокупность средств базового государственного медицинского страхования, обязательного медицинского страхования, внешних заимствований и грантовой помощи доноров, а также специальных средств, средств, полученных от сооплаты населения в системе здравоохранения.

Поставщик - физическое или юридическое лицо, предоставляющее медицинские и иные услуги в системе Единого плательщика на основе заключенных договоров.

Статья 3. Цель введения и принципы функционирования системы

Единого плательщика

Целью введения системы Единого плательщика является консолидация бюджета здравоохранения для ресурсного обеспечения исполнения Программы государственных гарантий и совершенствования методов финансирования в здравоохранении.

Основные принципы функционирования системы Единого плательщика:

- равная доступность для граждан в получении медико-санитарной помощи по Программе государственных гарантий;

- равный доступ для поставщиков к финансовым ресурсам отрасли здравоохранения;

- договорные отношения между органами, исполняющими функции Единого плательщика и Поставщика;

- поэтапное выравнивание объемов финансирования здравоохранения регионов республики;

- использование Поставщиком при реализации Программы государственных гарантий единых методов формирования тарифов (цен) на предоставляемые услуги;

- экономическая автономия Поставщика в использовании средств базового государственного медицинского страхования, обязательного медицинского страхования и сооплаты.

Средства базового государственного медицинского страхования, обязательного медицинского страхования, сооплаты населения и специальных средств, полученные Поставщиком по расчетам в системе Единого плательщика, не подлежат налогообложению и изъятию в государственный бюджет.

Статья 4. Государственный орган, уполномоченный исполнять функции

Единого плательщика

Государственный орган, уполномоченный производить из средств базового государственного медицинского страхования и обязательного медицинского страхования финансирование медико-санитарной помощи, оказываемой Поставщиком в системе Единого плательщика, приобретает статус Единого плательщика.

Единым плательщиком в Кыргызской Республике является уполномоченный государственный орган Кыргызской Республики в области обязательного медицинского страхования с его территориальными управлениями.

Статья 5. Финансовые основы функционирования системы Единого

плательщика

Система Единого плательщика функционирует по территориальному принципу.

Средства базового государственного медицинского страхования передаются в управление Фонду медицинского страхования и его территориальным подразделениям.

Управление средствами базового государственного медицинского страхования предусматривает право Единого плательщика распоряжаться ими при распределении бюджетных средств между поставщиками.

Единый плательщик на основании заключенных договоров с Поставщиком осуществляет их финансирование из средств базового государственного медицинского страхования и обязательного медицинского страхования.

Нормативы финансирования медико-санитарной помощи, оказываемой гражданам в системе Единого плательщика, состоят из базовых нормативов финансирования по средствам базового государственного медицинского страхования и обязательного медицинского страхования с корректировкой на поправочные коэффициенты.

Базовые нормативы финансирования из средств базового государственного медицинского страхования и обязательного медицинского страхования определяются по видам медико-санитарной помощи с учетом прогнозируемых показателей по финансированию и объемов медико-санитарной помощи.

См.:

Методику расчета базовых нормативов финансирования и оплаты медико-санитарной помощи, оказываемой гражданам Кыргызской Республики по Программе государственных гарантий в системе Единого плательщика (утверждена постановлением Правительства КР от 20 сентября 2004 года N 699)

При формировании бюджета здравоохранения и проведении расчетов с Поставщиком используются следующие нормативы финансирования:

- скорой неотложной медицинской помощи - по нормативу содержания одной бригады в год;

- первичной медико-санитарной помощи - по подушевому нормативу на одного прикрепленного жителя;

- специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях - по подушевому нормативу на одного жителя обслуживаемого региона;

- специализированной, медико-санитарной помощи, предоставляемой амбулаторно-диагностическими отделениями стационаров общего профиля по подушевому нормативу на одного жителя обслуживаемого региона;

- специализированной медико-санитарной помощи в стационарах - по средней стоимости пролеченного случая;

- санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий - по подушевому нормативу на одного жителя обслуживаемого региона;

- медико-социальной помощи, медицинской реабилитации и обслуживанию в больницах длительного пребывания - в объеме средств на их содержание по статьям бюджетной классификации затрат.

Финансирование прочих государственных организаций здравоохранения осуществляется в объеме средств на их содержание по показателям бюджетной классификации затрат.

По средствам сооплаты населения Единый плательщик формирует сводные данные на основе отчетов организаций здравоохранения и использует их при составлении консолидированного бюджета здравоохранения Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 17 февраля 2009 года N 51)

Статья 6. Взаимоотношения между исполнительными органами власти

и Единым плательщиком

В условиях финансирования здравоохранения Кыргызской Республики через систему Единого плательщика расходы местных бюджетов для финансирования здравоохранения устанавливаются по нормативам отчислений, определяемым кенешами областей, городов Бишкек и Ош.

В объеме планируемого финансирования здравоохранения Единый плательщик формирует смету расходов в соответствии с параграфами и статьями бюджетной классификации расходов.

Министерство финансов Кыргызской Республики, областные государственные администрации, мэрии городов Бишкек и Ош в соответствии с утвержденной сметой расходов в объемах фактического поступления доходов проводят финансирование через Единого плательщика.

Местные государственные администрации и органы местного самоуправления в целях контроля деятельности Единого плательщика имеют право:

- получать информацию, отчетность по финансированию здравоохранения, использованию средств базового государственного медицинского страхования;

- рассматривать на заседаниях Наблюдательного совета по здравоохранению и обязательному медицинскому страхованию вопросы деятельности поставщиков в системе Единого плательщика, а также другие вопросы, не противоречащие законодательству Кыргызской Республики.

См.:

постановление Правительства КР от 27 апреля 2004 года N 298 "О Наблюдательном совете по реформе здравоохранения и обязательному медицинскому страхованию"

Изменения в утвержденные республиканский и местные бюджеты, а также в бюджет Фонда медицинского страхования Кыргызской Республики, влекущие за собой уменьшение консолидированного бюджета здравоохранения, могут вноситься с согласия наблюдательных советов по здравоохранению при областных государственных администрациях, мэриях городов Бишкек и Ош, а также Наблюдательного совета по реформе здравоохранения и обязательному медицинскому страхованию.

(В редакции Закона КР от 17 февраля 2009 года N 51)

Глава II

Права и обязанности Единого плательщика

Статья 7. Права Единого плательщика

Единый плательщик имеет право:

- получать в управление средства республиканского и местных бюджетов;

- принимать участие в разработке бюджетной стратегии;

- ежегодно производить расчеты по финансовому обеспечению Программы государственных гарантий из средств базового государственного медицинского страхования и обязательного медицинского страхования;

- принимать участие в разработке Программы государственных гарантий;

- обращаться в соответствующие органы по вопросам бюджетного финансирования здравоохранения или неполного финансового обеспечения Программы государственных гарантий;

- при неполном исполнении республиканского и местных бюджетов по обязательному медицинскому страхованию вносить предложения по пересмотру Программы государственных гарантий;

- осуществлять контроль за использованием Поставщиком средств базового государственного медицинского страхования, обязательного медицинского страхования, сооплаты;

- обеспечивать контроль качества медицинских и иных услуг, предоставляемых поставщиками в системе Единого плательщика.

(В редакции Закона КР от 17 февраля 2009 года N 51)

Статья 8. Обязанности Единого плательщика

Единый плательщик обязан:

- обеспечивать эффективность и целевое использование средств базового государственного медицинского страхования и обязательного медицинского страхования;

- отчитываться перед Министерством финансов Кыргызской Республики, местными государственными администрациями и органами местного самоуправления, Наблюдательным советом по реформе здравоохранения и обязательному медицинскому страхованию об использовании средств базового государственного медицинского страхования и финансировании здравоохранения;

- своевременно производить расчеты с Поставщиком за исполнение Программы государственных гарантий и других отраслевых программ развития в объеме поступившего финансирования из средств республиканского, местных бюджетов и обязательного медицинского страхования;

- своевременно рассматривать претензии, предъявляемые Поставщиком.

Глава III

Заключительные положения

Статья 9. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает силу со дня официального опубликования.

Опубликован в газете "Эркинтоо" от 5 августа 2003 года N 58

Правительству Кыргызской Республики привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.

Президент Кыргызской Республики А.Акаев

Принят Законодательным собранием

Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 24 июня 2003 года