Об организациях здравоохранения в Кыргызской Республике


Глава I. Общие положения

Глава II. Классификация организаций здравоохранения

Глава III. Организации здравоохранения

Глава IV. Правовые основы функционирования организаций здравоохранения

Глава V. Государственные и муниципальные учреждения здравоохранения

Глава VI. Государственные и муниципальные предприятия здравоохранения

Глава VII. Финансовые основы деятельности организаций здравоохранения

Глава VIII. Заключительные положения

Настоящий Закон регулирует общественные отношения, возникающие в связи с деятельностью организаций здравоохранения в Кыргызской Республике, создает правовые основы их функционирования, определяет типы, виды организаций здравоохранения, классифицирует их по уровням оказания медико-санитарной помощи.

Глава I

Общие положения

Статья 1. Система здравоохранения

На территории Кыргызской Республики функционирует комплексная интегрированная система здравоохранения, состоящая из государственного, муниципального и частного секторов здравоохранения.

Деятельность организаций здравоохранения регулируется настоящим Законом, другими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

Единый плательщик - государственный орган, уполномоченный производить из средств государственного бюджета и обязательного медицинского страхования финансирование медико-санитарной помощи, оказываемой Поставщиком в системе Единого плательщика.

Консолидированный бюджет - совокупность средств государственного бюджета, обязательного медицинского страхования, внешних заимствований и грантовой помощи доноров, а также специальных средств, средств, полученных от сооплаты населения в системе здравоохранения.

Программа государственных гарантии по обеспечению граждан в Кыргызской Республике медико-санитарной помощью (далее - Программа государственных гарантий) - гарантированные объем, виды и условия предоставления медико-санитарной помощи гражданам в Кыргызской Республике.

Содержание иных терминов определяется отдельными статьями настоящего Закона.

Глава II

Классификация организаций здравоохранения

Статья 3. Классификация организаций здравоохранения

Организации здравоохранения в Кыргызской Республике классифицируются по типам, видам и уровням оказания медико-санитарной помощи.

Тип, вид организаций здравоохранения, их организационно-правовая форма, функции, виды и уровень оказываемой медико-санитарной помощи отражаются в учредительных документах.

Статья 4. Типы организаций здравоохранения

Классификация организаций здравоохранения по типу основана на форме собственности и ведомственной принадлежности.

Различают следующие типы организаций здравоохранения:

- государственные организации, создаваемые уполномоченным государственным органом Кыргызской Республики в области здравоохранения;

- государственные организации здравоохранения, создаваемые другими государственными органами управления и ведомствами;

- муниципальные организации здравоохранения, создаваемые местными государственными администрациями и органами местного самоуправления;

- организации здравоохранения, основанные на частной и смешанной формах собственности.

Статья 5. Виды организаций здравоохранения

Классификация организаций здравоохранения по видам основана на направлениях их деятельности.

Различают следующие виды организаций здравоохранения:

- лечебно-профилактические;

- организации общественного здравоохранения;

- научно-исследовательские;

- образовательные;

- медико-социальные;

- реабилитационные;

- фармацевтические;

- прочие организации.

Статья 6. Уровни организаций здравоохранения

Классификация организаций здравоохранения по уровням основана на степени их специализации.

Различают организации здравоохранения первичного, вторичного, третичного уровней.

Глава III

Организации здравоохранения

Статья 7. Государственные и муниципальные организации

здравоохранения

Государственные и муниципальные организации здравоохранения могут создаваться в следующих организационно-правовых формах:

- государственные и муниципальные учреждения;

- государственные и муниципальные предприятия, основанные на праве оперативного управления.

Учреждение здравоохранения - организация, созданная собственником для осуществления социальных и иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

Предприятие здравоохранения, основанное на праве оперативного управления, - организация, созданная на базе имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Статья 8. Организации здравоохранения, основанные на частной форме

собственности

Организации здравоохранения, основанные на частной форме собственности, создаются физическими лицами в любой организационно-правовой форме, предусмотренной законодательством Кыргызской Республики.

Статья 9. Лечебно-профилактические организации

Лечебно-профилактические организации - организации, оказывающие медико-санитарную помощь гражданам в Кыргызской Республике.

Лечебно-профилактические организации в зависимости от видов оказываемой медико-санитарной помощи подразделяются на лечебно-профилактические организации широкого профиля и специализированные.

К лечебно-профилактическим организациям широкого профиля относятся лечебно-профилактические организации первичного уровня и больницы, предоставляющие различные виды медико-санитарной помощи.

К специализированным лечебно-профилактическим организациям относятся организации вторичного и третичного уровней, предоставляющие отдельные виды медико-санитарной помощи.

Статья 10. Организации общественного здравоохранения

Организации общественного здравоохранения обеспечивают санитарный надзор, проводят санитарно-гигиенические и противоэпидемиологические мероприятия, способствуют формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья граждан.

Статья 11. Научно-исследовательские организации

Научно-исследовательские организации проводят научные исследования в области фундаментальной, прикладной медицины и гигиены, осуществляют лечебно-профилактическую и педагогическую деятельность.

Статья 12. Образовательные организации

Образовательные организации здравоохранения осуществляют подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских кадров для системы здравоохранения.

Статья 13. Медико-социальные организации

Медико-социальные организации предоставляют гражданам в Кыргызской Республике медико-социальную помощь, включающую реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную, а также помощь социального характера.

Статья 14. Реабилитационные организации

Реабилитационные организации осуществляют медицинскую реабилитацию граждан в Кыргызской Республике, страдающих врожденными, приобретенными, острыми и хроническими заболеваниями и последствиями перенесенных травм.

Статья 15. Фармацевтические организации

К фармацевтическим организациям относятся организации, осуществляющие производство, поставку и реализацию лекарственных средств.

Статья 16. Организации здравоохранения первичного уровня

К организациям здравоохранения первичного уровня относятся организации, предоставляющие скорую неотложную медицинскую помощь, первичную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях, а также организации общественного здравоохранения.

Статья 17. Организации здравоохранения вторичного уровня

К организациям здравоохранения вторичного уровня относятся организации, предоставляющие специализированную медико-санитарную помощь в амбулаторных и стационарных условиях.

Статья 18. Организации здравоохранения третичного уровня

К организациям здравоохранения третичного уровня относятся организации, предоставляющие специализированную медико-санитарную помощь с использованием высокотехнологичного оборудования, передовых научных достижений, привлечением высококвалифицированных медицинских кадров.

Глава IV

Правовые основы функционирования организаций

здравоохранения

Статья 19. Регулирование деятельности организаций здравоохранения

Регулирование, координация, а также контроль медицинской деятельности организаций здравоохранения независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности осуществляются уполномоченным государственным органом Кыргызской Республики в области здравоохранения.

Местные государственные администрации и органы местного самоуправления городов Бишкек и Ош на соответствующем уровне координируют деятельность организаций здравоохранения, контролируют исполнение национальных, государственных и целевых программ в области охраны здоровья через свои координационные комиссии по здравоохранению.

Координационные комиссии по здравоохранению при местных государственных администрациях и органах местного самоуправления городов Бишкек и Ош возглавляют председатели - главы соответствующих местных государственных администраций и органов местного самоуправления городов Бишкек и Ош либо их заместители.

См.:

постановление Правительства КР от 21 июля 2003 года N 447 "О порядке управления системой здравоохранения в городах Бишкек, Ош и областях Кыргызской Республики";

постановление Правительства КР от 7 декабря 2005 года N 558 "О реализации Закона Кыргызской Республики "Об организациях здравоохранения в Кыргызской Республике"

Координационные комиссии по здравоохранению при местных государственных администрациях и органах местного самоуправления городов Бишкек и Ош осуществляют свою деятельность в соответствии с положениями, утверждаемыми соответствующими местными государственными администрациями и органами местного самоуправления городов Бишкек и Ош.

Организации здравоохранения с государственной и муниципальной формами собственности возглавляются руководителями, имеющими высшее медицинское или экономическое образование, прошедшими аттестацию и регистрацию по специальности "управление здравоохранением".

Порядок аттестации и регистрации специалистов, прошедших подготовку по специальности "управление здравоохранением", а также их назначение на руководящие должности в государственных организациях здравоохранения определяются уполномоченным государственным органом Кыргызской Республики в области здравоохранения.

Статья 20. Устав (положение) организации здравоохранения

Организация здравоохранения осуществляет свою деятельность на основании устава (положения), утверждаемого учредителем.

Уставы (положения) государственных и муниципальных организаций здравоохранения, оказывающих медико-санитарную помощь гражданам в Кыргызской Республике, разрабатываются на основе типовых уставов (положений).

Типовые уставы (положения) разрабатываются и утверждаются уполномоченным государственным органом Кыргызской Республики в области здравоохранения.

Статья 21. Лицензирование и аккредитация организаций

здравоохранения

Организации здравоохранения проходят лицензирование и аккредитацию в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики.

Статья 22. Права организаций здравоохранения

Организации здравоохранения имеют право:

- на финансово-хозяйственную деятельность;

- на осуществление деятельности в соответствии со своим уставом (положением);

- на обеспечение финансированием своей деятельности в полном объеме;

- участвовать в реализации национальных, государственных программ;

- получать от граждан, обратившихся за медико-санитарной помощью, необходимые сведения о состоянии их здоровья, результатах лечения, проведенного другими лицами, осуществляющими медицинскую деятельность;

- запрашивать с согласия гражданина сведения у других лиц, проводивших его обследование или лечение;

- выдавать листки временной нетрудоспособности, справки о рождении, смерти и иные медицинские документы в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики;

- получать информацию о вредном воздействии окружающей среды на человека;

- создавать профессиональные медицинские и фармацевтические общественные организации или входить в ассоциации (союзы) организаций здравоохранения, профессиональных медицинских и фармацевтических общественных организаций.

Статья 23. Обязанности организаций здравоохранения

Организации здравоохранения обязаны осуществлять деятельность в соответствии со своим уставом (положением).

Организации здравоохранения, оказывающие медико-санитарную помощь, обязаны обеспечить:

- доступную, своевременную, качественную, квалифицированную медико-санитарную помощь необходимого объема, установленного для определенных уровней здравоохранения;

- оказание скорой и неотложной медицинской помощи;

- готовность к работе в экстремальных условиях (эпидемии, чрезвычайные ситуации, военное положение, стихийные бедствия, работа в труднодоступных и опасных условиях);

- проведение специальных профилактических медицинских мероприятий по предупреждению, диагностике и лечению заболеваний, представляющих опасность для окружающих;

- соблюдение санитарно-гигиенического, противоэпидемического режимов;

- взаимодействие и преемственность между смежными службами здравоохранения;

- пропаганду здорового образа жизни и санитарно-гигиеническое воспитание населения.

Статья 24. Взаимодействие организаций здравоохранения

Организации здравоохранения, оказывающие медико-санитарную помощь гражданам в Кыргызской Республике, взаимодействуют с высшими и средними профессиональными специальными учебными заведениями по вопросам практического обучения студентов, подготовке и переподготовке кадров на договорной основе.

См.:

постановление Правительства КР от 5 августа 2008 года N 425 "О дополнительных мерах по реализации Закона Кыргызской Республики "Об организациях здравоохранения в Кыргызской Республике"

Организации здравоохранения вступают в договорные отношения между собой в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Статья 25. Собственность государственных и муниципальных

организаций здравоохранения

Государственные и муниципальные организации здравоохранения не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств государственного бюджета, обязательного медицинского страхования.

Имущество государственных и муниципальных организаций здравоохранения, приобретенное в процессе их деятельности, является государственной собственностью. Государственные, муниципальные организации здравоохранения не вправе передавать в аренду, отчуждать либо иным образом распоряжаться этим имуществом без согласия учредителей (собственников).

Статья 26. Приватизация объектов здравоохранения, находящихся в

государственной или муниципальной собственности

Приватизация объектов здравоохранения - зданий, сооружений, иного имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

Преимущественным правом при приватизации зданий и сооружений, высвобождаемых в процессе реструктуризации объектов здравоохранения, обладают работники здравоохранения.

Не допускается приватизация объектов здравоохранения, изъятие которых может привести к ухудшению доступности и качества медико-санитарной помощи на данной территории, а также зданий, сооружений, расположенных на территории организации здравоохранения, с целью осуществления на их базе производства с вредным воздействием на человека и окружающую среду, либо развлекательно-зрелищных, увеселительных мероприятий, связанных с пребыванием большого количества людей и (или) транспорта.

Приватизация объектов здравоохранения может осуществляться путем их передачи работникам здравоохранения на льготных условиях в долгосрочную аренду с последующим выкупом.

Средства, полученные от приватизации объектов здравоохранения, реинвестируются в сектор здравоохранения.

Приватизации не подлежат:

- организации здравоохранения, имеющие статус национальных;

- учреждения здравоохранения, предоставляющие отдельные виды медико-санитарной помощи и являющиеся единственными на данной территории.

Статья 27. Ответственность организаций здравоохранения

Организации здравоохранения за нарушение законодательства Кыргызской Республики в области здравоохранения несут ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Ответственность государственных и муниципальных организаций здравоохранения не распространяется на денежные средства и имущество, направляемые на мероприятия, связанные с оказанием медицинских и профилактических услуг населению.

Статья 28. Страхование ответственности организаций здравоохранения

Организации здравоохранения в добровольном порядке заключают договоры со страховыми организациями по страхованию риска причинения вреда жизни, здоровью граждан при оказании им медицинских услуг.

Порядок и условия страхования осуществляются в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Глава V

Государственные и муниципальные учреждения

здравоохранения

Статья 29. Государственные и муниципальные учреждения здравоохранения

Государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения являются государственные и муниципальные организации, созданные учредителем (собственником) для оказания медико-санитарной помощи гражданам в Кыргызской Республике и финансируемые им полностью или частично.

Порядок и условия оказания медико-санитарной помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения определяются Законом Кыргызской Республики "Об охране здоровья граждан в Кыргызской Республике".

Статья 30. Учредители (собственники) государственных и

муниципальных учреждений здравоохранения

Учредителями (собственниками) государственных учреждений здравоохранения могут выступать:

- Правительство Кыргызской Республики;

- уполномоченный государственный орган Кыргызской Республики в области здравоохранения;

- другие государственные органы управления и ведомства.

Учредителями (собственниками) муниципальных учреждений здравоохранения могут выступать:

- местные государственные администрации;

- органы местного самоуправления.

Государственные и муниципальные учреждения здравоохранения могут создаваться совместным решением органов государственной власти и местного самоуправления.

Статья 31. Финансирование государственных и муниципальных

учреждений здравоохранения

Государственные и муниципальные учреждения здравоохранения содержатся за счет средств государственного бюджета.

Финансирование государственных и муниципальных учреждений здравоохранения осуществляется в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Формирование бюджета государственных и муниципальных учреждений здравоохранения осуществляется с учетом прогнозируемых объемов финансирования из средств государственного бюджета, специальных средств и иных источников.

Глава VI

Государственные и муниципальные предприятия

здравоохранения

Статья 32. Государственные и муниципальные предприятия

здравоохранения

Государственные и муниципальные предприятия здравоохранения, основанные на праве оперативного управления, создаются в Кыргызской Республике на базе имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Государственные и муниципальные предприятия здравоохранения обладают управленческой, финансовой самостоятельностью и осуществляют свою деятельность на договорной основе в системе Единого плательщика.

Статья 33. Учредители (собственники) государственных и

муниципальных предприятий здравоохранения

Учредителями (собственниками) государственных предприятий здравоохранения могут выступать:

- Правительство Кыргызской Республики;

- уполномоченный государственный орган Кыргызской Республики в области здравоохранения;

- другие государственные органы управления и ведомства.

Учредителями (собственниками) муниципальных предприятий здравоохранения могут выступать:

- местные государственные администрации;

- органы местного самоуправления.

Государственные и муниципальные предприятия здравоохранения могут создаваться совместным решением органов государственной власти и местного самоуправления.

Статья 34. Финансирование государственных и муниципальных

предприятий здравоохранения

Формирование бюджета государственных и муниципальных предприятий здравоохранения, работающих в системе Единого плательщика, может осуществляться из средств государственного бюджета, обязательного медицинского страхования, специальных средств на основании нормативов финансирования по видам медико-санитарной помощи с учетом прогнозируемых показателей по финансированию и объемов медико-санитарной помощи.

Средства, получаемые от деятельности государственных и муниципальных предприятий здравоохранения, направляются на оказание медико-санитарной помощи, содержание и развитие организации.

Государственные и муниципальные предприятия здравоохранения, работающие в системе Единого плательщика, самостоятельно планируют и утверждают структуру затрат и смету расходов, вносят текущие изменения в утвержденную смету расходов, структуру и штатную численность, исходя из прогнозируемых поступлений средств за оказываемую медико-санитарную помощь.

Глава VII

Финансовые основы деятельности организаций

здравоохранения

Статья 35. Финансовая самостоятельность государственных и

муниципальных организаций здравоохранения

Организации здравоохранения с государственной и муниципальной формами собственности обладают финансовой автономией в пределах своего устава (положения).

Статья 36. Источники финансирования государственных и

муниципальных организаций здравоохранения

Источники финансирования государственных и муниципальных организаций здравоохранения формируются:

- из средств государственного бюджета;

- из средств обязательного медицинского страхования;

- из средств, полученных от сооплаты;

- из специальных средств;

- из грантов международных организаций;

- из добровольных отчислений и вкладов физических и юридических лиц;

- из средств добровольного медицинского страхования;

- из других источников, не противоречащих законодательству Кыргызской Республики.

Статья 37. Финансово-хозяйственная деятельность государственных и

муниципальных организаций здравоохранения

Государственные и муниципальные организации здравоохранения осуществляют свою финансово-хозяйственную деятельность в порядке, установленном учредителем (собственником) в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Статья 38. Финансово-хозяйственная деятельность государственных и

муниципальных организаций здравоохранения в системе

Единого плательщика

Государственные и муниципальные организации здравоохранения осуществляют свою деятельность в системе Единого плательщика на основе заключенных договоров с органом, уполномоченным осуществлять функции Единого плательщика.

Государственные и муниципальные организации здравоохранения:

- заключают договоры с другими организациями здравоохранения на предоставление медицинских и иных услуг;

- разрабатывают и утверждают смету расходов по средствам республиканского и местных бюджетов, обязательного медицинского страхования в соответствии с прогнозируемыми объемами поступления средств по расчетам в системе Единого плательщика;

- формируют и исполняют консолидированный бюджет по всем источникам поступления доходов;

- по средствам государственного бюджета соблюдают регламент казначейских процедур движения бюджетных средств и представления отчетности;

- обеспечивают использование средств обязательного медицинского страхования в порядке, устанавливаемом в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;

- производят закупку лекарственных средств и расходных материалов, медицинского оборудования, необходимых для исполнения Программы государственных гарантий, программ обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством Кыргызской Республики о государственных закупках товаров, работ и услуг;

- получают лекарственные средства и изделия медицинского назначения на лечение больных социальными заболеваниями, приобретаемые централизованно на средства из республиканского бюджета, а также поступающие в виде грантовой помощи;

- разрабатывают и утверждают внутреннее положение по оплате труда и премированию персонала в соответствии с базовым положением по оплате труда работников здравоохранения;

- обеспечивают ведение бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с утвержденным порядком для организаций здравоохранения, работающих в системе Единого плательщика;

- используют единый текущий счет в банке-агенте Единого плательщика по расчетам за исполнение Программы государственных гарантий.

Средства государственных и муниципальных организаций здравоохранения, работающих в системе Единого плательщика, используются:

- на предоставление медико-санитарной помощи и иных услуг в соответствии с Программой государственных гарантий и программами обязательного медицинского страхования;

- на содержание и развитие государственных и муниципальных организаций здравоохранения, а также другие расходы, связанные с их деятельностью.

Финансово-хозяйственная деятельность государственных и муниципальных организаций здравоохранения, работающих в системе Единого плательщика, подлежит аудиту в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

Статья 39. Финансирование медико-санитарной помощи,

предоставляемой государственными и муниципальными

организациями здравоохранения

Финансирование медико-санитарной помощи, предоставляемой государственными и муниципальными организациями здравоохранения, не работающими в системе Единого плательщика, осуществляется учредителем (собственником) за счет средств государственного бюджета, собственных или иных источников.

Статья 40. Финансирование медико-санитарной помощи,

предоставляемой государственными и муниципальными

организациями здравоохранения в системе Единого

плательщика

Финансирование медико-санитарной помощи, предоставляемой государственными и муниципальными организациями здравоохранения, осуществляется Единым плательщиком на основании заключенных договоров на предоставление медицинских и иных услуг за счет средств государственного бюджета и обязательного медицинского страхования.

Статья 41. Ценообразование в государственных и муниципальных

организациях здравоохранения

Ценообразование в государственных и муниципальных организациях здравоохранения осуществляется уполномоченным государственным органом Кыргызской Республики в области здравоохранения по единой методике по согласованию с уполномоченным государственным органом по антимонопольной политике в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

Статья 42. Финансирование организаций здравоохранения, основанных

на частной форме собственности, из средств

государственного бюджета и обязательного медицинского

страхования

Организации здравоохранения, основанные на частной форме собственности, могут на основании заключенных договоров принимать участие в реализации Программы государственных гарантий, программ обязательного медицинского страхования с оплатой за предоставляемые услуги из средств государственного бюджета и обязательного медицинского страхования по нормативам, установленным для государственных и муниципальных организаций здравоохранения.

Глава VIII

Заключительные положения

Статья 43. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня опубликования.

Опубликован в газете "Эркинтоо" от 27 августа 2004 года N 73-74

Правительству Кыргызской Республики привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.

Президент Кыргызской Республики А.Акаев

Принят Законодательным собранием

Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 23 июня 2004 года