Горячая линия Фонда ОМС - 113 работает в штатном режиме.

Фонд обязательного медицинского страхования

при министерстве здравоохранения

кыргызской республики

kg ru

ССБР на 2026 год  в прогнозе 2027-2030 гг.

Просмотр

Пояснительная записка 

к проекту бюджета на программной основе Фонда обязательного медицинского страхования при Министерстве здравоохранения 

 Кыргызской Республики на 2026 год и прогнозу на 2027-2030 годы

 

2025 год является продолжением начатого нового этапа развития здравоохранения Кыргызской Республики, что связано с продолжающимися реформами, направленными на масштабные преобразования, включающими дальнейшее развитие института семейной медицины, реструктуризацию системы предоставления медицинских услуг, совершенствование работы в условиях системы обязательного медицинского страхования,    ориентацию системы здравоохранения на потребности населения, достижение общечеловеческих принципов справедливости, снижение финансового бремени для пациентов, улучшение качества и доступности предоставляемых медицинских и профилактических услуг.

Стратегические цели и задачи

Основная стратегическая цель сектора «Здравоохранение» - полный охват населения республики обязательным медицинским страхованием, улучшение состояния здоровья населения через создание отзывчивой, эффективной, комплексной, интегрированной системы предоставления услуг здравоохранения на основе гарантированных социальных стандартов, а также повышение ответственности каждого гражданина, семьи, общества, органов государственной власти и управления за здоровье каждого человека и общества в целом.

Основными задачами деятельности Фонда ОМС при Министерстве здравоохранения Кыргызской Республики (далее – Фонд ОМС при МЗ КР) являются:

  • формирование устойчивой, эффективной системы финансирования здравоохранения, обеспечивающей справедливое, равномерное распределение ресурсов и сбалансированность государственных обязательств;
  • дальнейшее совершенствование и оптимизация оплаты пролеченных случаев по КЗГ в стационарах, автоматизация перехода на формирование бюджета стационаров по пролеченным случаям;
  • усиление управленческой и финансовой самостоятельности организаций здравоохранения, повышение их ответственности за качество предоставляемых медицинских услуг;
  • повышение доступности для населения по дополнительной программе обязательного медицинского страхования на амбулаторном уровне;
  • улучшение качества медико-санитарной помощи и других медицинских услуг с применением финансовых мер положительного и отрицательного характера;
  • оптимизация существующей системы предоставления медико-санитарной помощи;
  • совершенствование контроля качества предоставляемых поставщиками профилактических, медицинских и фармацевтических услуг;
  • расширение охвата населения обязательным медицинским страхованием;
  • организация системы бесплатного оперативного реагирования на обращения граждан «Горячая линия Фонда ОМС 113»;
  • проведение исследования удовлетворенности граждан качеством медицинских услуг;
  • повышение отзывчивости и прозрачности системы здравоохранения;
  • развитие рыночных механизмов и экономических взаимоотношений в системе здравоохранения, основанных на разделении функций покупателя и поставщика медицинских услуг;

Ожидаемые результаты основаны на приоритетах и достижении целей Национальной стратегии развития Кыргызской Республики на 2018-2040 гг., Программы

Правительства Кыргызской Республики по охране здоровья населения и развитию системы здравоохранения на 2019-2030 годы «Здоровый человек - процветающая страна», Целей устойчивого развития (ЦУР).

Указанные направления развития рассматриваются в качестве приоритетных на среднесрочный период. На их основе Фонд обязательного медицинского страхования при Министерстве здравоохранения Кыргызской Республики (далее - Фонд ОМС) формирует программы бюджетных расходов.

Программы бюджетных расходов

Среднесрочная стратегия бюджетных расходов Фонда ОМС включает 4 программы:

  1. Управление и администрирование.
  2. Предоставление услуг первичной медико-санитарной помощи.
  3. Предоставление услуг организациями здравоохранения на стационарном уровне.
  4. Обеспечение финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования, поддержки, развития и стимулирования организаций здравоохранения.

Программа 1. Управление и администрирование  

Цели программы: 

Институциональное усиление Фонда ОМС в качестве Единого плательщика. Координирующее и организационное воздействие на реализацию других программ.

 

Ожидаемые результаты реализации программы в среднесрочном периоде:

  • Внедрение системы, в которой в затратах на страхование участвует как работодатель, так и работник.
  • Внедрение единой организационной финансовой модели медицинского страхования.
  • Сохранение солидарного принципа.
  • Внедрение формата представления информации о проведенных работах в рамках цифровизации.

 

Текущая ситуация, проблематика и прогресс

Эффективность системы здравоохранения в значительной степени определяется выбором модели финансового обеспечения, включающей оплату по результатам (принцип «деньги следуют за пациентом»), а также оплаты медицинской помощи с исключением дотационных механизмов.

  • С 1 июля 2024 года Плательщиком бюджетных финансовых средств является Министерство здравоохранения КР.
  • Фонд ОМС с 1 июля 2024 года является Плательщиком средств обязательного медицинскогог страхования (ОМС). 
  • С 1 января 2025 года в системе здравоохранения Кыргызской Республики внедрено финансирование по средствам ОМС за  фактическое количество пролеченных случаев застрахованных граждан, что повлечет  за собой повышение ответственностии  и усиление управленческой, финансовой самостоятельности организаций здравоохранения, обеспечит реализацию права граждан на получение медицинской помощи.
  • Наиболее важными новациями этого периода стали:

- определение видов, форм и условий оказания медицинской помощи на льготных условиях, прав пациента в сфере охраны здоровья;

- разработка и утверждение объемов и условий оказания медицинской помощи по средствам ОМС;

- переход к эффективным методам оплаты медицинской помощи (оплата амбулаторно-поликлинической помощи подушевому нормативу, стационарной - на основе базовой ставки пролеченного случая с применением клинико-затратных групп);

-внедрение новой модели КЗГ с увеличением групп КЗГ до 600 и оплатой пролеченных случаев с учетом применения реанимационных мер, осложнений диагноза, длительности госпитализации и т.д..

- проведение ряда масштабных проектов по введению механизмов с применением финансовых мер положительного и отрицательного характера за улучшение качества оказываемой медицинской помощи по результатам оценки качества медицинской помощи в организациях здравоохранения, предоставляющих стационарную и первичную медико-санитарную помощь за счет средств обязательного медицинского страхования (ОМС).

В 2025 году Фондом ОМС заключены договора на реализацию ПГГ по средствам ОМС с 137 организациями здравоохранения, работающими в системе Единого плательщика. Кроме того, Фондом ОМС заключены договора по реализации  по дополнительной программе обязательного медицинского страхования на амбулаторном уровне с 161 поставщиками фармацевтических услуг.                                                                                                                  

Организации здравоохранения, работающие в системе Единого плательщика

 

Организации здравоохранения 

2024 г.

2025 г.

Центры семейной медицины

21

25

Стационары

31

35

Центры общеврачебной практики

57

57

Противотуберкулезные организации

15

10

Специализированные организации здравоохранения

9

10

Организаций здравоохранения, работающие по Базовой программе ОМС

2

Частные организаций здравоохранения, работающие по Базовой программе ОМС

1

Стоматологические поликлиники

12

Станции экстренной медицинской помощи

2

Гемодиализные центры

37

Всего

187

137

 

В целом по республике наблюдается рост охвата населения обязательным медицинским страхованием. На 2024 год утверждён прогнозный план по реализации Полисов ОМС для граждан Кыргызской Республики, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно или временно проживающих на территории Кыргызской Республики.  Для граждан Кыргызской Республики он составил 266 947, для иностранных граждан - 31 566. Всего по итогам 2024 года по республике реализовано 151 127 Полисов ОМС на сумму 474 911 352 сомов, в том числе: лица, самостоятельно уплачивающие взносы на ОМС – 122 630; иностранные граждане, временно находящиеся на территории Кыргызской Республики – 28 473; кайрылманы - 24. Кроме того, незастрахованным беременным женщинам реализовано 62 234 Полисов ОМС. Исполнение плана по реализации Полисов ОМС по республике составило 49,6 %: лица, самостоятельно уплачивающие взносы на ОМС - 45,9%; иностранные граждане, временно находящиеся в КР - 75,2%. 

Для сравнения в 2023 году было реализовано 67 165 полисов ОМС, в том числе:  лица, самостоятельно уплачивающие взносы на ОМС – 62 070; иностранные граждане, временно находящиеся на территории Кыргызской Республики – 5 084; кайрылманы – 9; беженцы и лица, ищущие убежище из других стран, при наличии удостоверения беженца выданного МТСОМ  - 2. Кроме того, незастрахованным беременным женщинам было реализовано 55 670 Полисов ОМС.

В апреле 2023 года были внесены изменения в Закон Кыргызской Республики «О медицинском страховании граждан в Кыргызской Республики», в соответствии с которыми иностранные лица, обучающиеся и работающие в образовательных организациях Кыргызской Республики, подлежат  обязательному медицинскому страхованию. В 2024 году в республике осуществляло образовательную деятельность 61 высшее учебное заведение, в которых по данным ТУ ФОМС обучались 33 083 иностранных студента. Все указанные образовательные организации заключили договоры с Фондом ОМС. В 2024 году 23 049 иностранных студентов приобрели полисы ОМС, что составило 72,6%. Однако по итогам 2023-2024 учебного года реализовано 28 295 Полисов ОМС, что составляет 85,5% от запланированного показателя. Достигнутый уровень охвата указывает на значительный прогресс в выполнении задачи по обеспечению охвата иностранных студентов обязательным медицинским страхованием.

Согласно данным ЦЭЗ количество приписанных к ЦСМ/ГСВ граждан

составляет на 11 апреля 2025 года.

Количество приписанных к ЦСМ/ГСВ граждан

 

на 2024 г.

на  2025 г.

Всего приписано

в т.ч. застрах-е

застр в%.

Всего приписано

в т.ч. застрах-е

застр в%.

Бишкек

1 218 712

850 598

69,8%

1 226 230

847 640

69,1%

Чуй 

1 094 345

780 140

71,3%

1 107 821

785 147

70,9%

Ош

1 691 929

1 205 429

71,2%

1 700 256

1 207 007

71,0%

Баткен

560 633

388 768

69,3%

563 717

389 609

69,1%

Джалал-Абад 

1 241 276

877 177

70,7%

1 249 052

878 113

70,3%

Иссык-Куль 

487 931

351 758

72,1%

488 869

349 721

71,5%

Нарын 

272 449

210 765

77,3%

273 942

210 590

76,8%

Талас 

253 314

174 684

69%

255 108

173 755

68,1%

Республика

6 820 589

4 839 319

70,1%

6 864 995

4 841 582

70,5%

В рамках данной программы Фонд ОМС планирует исполнять 2 бюджетные меры:

  1. Управление и администрирование отрасли на центральном уровне.
  2. Администрирование на региональном уровне.

 

В рамках вышеперечисленных бюджетных мер планируется направить все усилия на:

  • Обеспечение прозрачной системы формирования, утверждения и исполнения бюджета по средствам ОМС в системе Единого плательщика;
  • Улучшение качества предоставляемых объемов и видов медицинских услуг через финансовые меры положительного и отрицательного характера по результатам оценки качества;
  • Переход к новым методам стимулирования организаций здравоохранения за улучшение клинических процессов и результатов работы, обеспечение безопасности пациентов и удовлетворенность пациентов медицинским обслуживанием;
  • Совершенствование системы контроля качества медицинских услуг с дифференциацией по уровням предоставления медицинских услуг (ПМСП, ЦОВП, ГБ/ТБ, Национальные центры);
  • Развитие управленческой и экономической автономии организаций здравоохранения;
  • Усиление роли первичной медико-санитарной помощи (ПМСП);
  • Применение информационных технологий в системе контроля качества, внедрение электронного рецепта;
  • Институционализация  обратной связи при получении медицинских услуг через Горячую линию 113;
  • Вовлечение частных поставщиков медицинских услуг в реализацию ПГГ.

Реализация бюджетных мер предполагает:

- формирование и укрепление системы обязательного медицинского страхования;

- консолидацию средств обязательного медицинского страхования, средств от выдачи полиса ОМС и других доходов не противоречащие законодательству Кыргызской Республики для повышения эффективности их использования в системе Единого плательщика;

- интеграцию системы государственного медицинского страхования с ПГГ по оказанию медико-санитарной помощи гражданам Кыргызской Республики;

- разработку и утверждение единых нормативов оплаты по видам медицинских услуг.

 

Программа 2. Предоставление услуг первичной медико-санитарной помощи

Цели программы:

Профилактика, раннее выявление, диагностика заболеваний, повышение качества и эффективности предоставления медицинской и профилактической помощи на уровне ПМСП.

Ожидаемые результаты реализации программы в среднесрочном периоде:

  • Обеспечение доступности базовых медицинских услуг на уровне ПМСП населению республики;
  • Обеспечение доступа застрахованного населения республики к льготному лекарственному обеспечению по ОМС;
  • Оказание населению платных медицинских услуг сверх обьема ПГГ;
  • Улучшение качества предоставления медицинской помощи населению через стимулирования групп семейных врачей за достижение целевых показателей качества деятельности (мероприятия Программы, ориентированной на результат (ПОР)).

Текущая ситуация, проблематика и прогресс

Программа государственных гарантий по обеспечению граждан медико-санитарной помощью (далее ПГГ) является одним из основных действенных механизмов реализации прав граждан на получение медицинских услуг на льготных условиях. Важным условием ПГГ является сбалансированность обязательств государства по предоставлению медицинской помощи и выделяемых для этого финансовых средств.

Количество категорий лиц, имеющих льготы по социальным и медицинским показаниям, увеличилось с 30 в 2015 году до 56 в 2024 году. 

В реализации ПГГ участвуют организации, предоставляющие населению амбулаторную и стационарную помощь, заключившие договор с Фондом ОМС на предоставление медицинской помощи в системе Единого плательщика.

В 2024 году, в целом по Республике, количество амбулаторных посещений по сравнению с 2023 годом уменьшилось на 1,1% и составило 12 547 411 посещений. Уменьшение количества посещений отмечается в организациях здравоохранения ПМСП г.Бишкек, г.Ош, Иссык-Кульской, Нарынской и Таласской областей.

Кол-во посещений в организациях здравоохранения ПМСП

(по данным Центра электронного здравоохранения МЗ КР)

 

Регион 

Кол-во посещений в организациях здравоохранения ПМСП

2023 г.

2024 г.

г. Бишкек 

3 696 477

3 981 725

Чуйская область

1 329 637

962 642

Ошская область

1 636 492

1 615 661

г. Ош

993 220

1 096 049

Баткенская область

953 210

1 052 829

Джалал-Абадская область

2 115 244

2 013 400

Иссык-Кульская область

864 908

797 434

Нарынская область

717 401

645 773

Таласская область

243 864

247 765

РЛПО

135 513

134 133

Республика

12 685 966

12 547 411

 

Количество посещений на дому в 2024 году в сравнении с 2023 годом уменьшилось на 22,7%, что является свидетельством усиления профилактической направленности деятельности ПМСП и составило 469 663 посещений (2023 г. – 607 743 посещений на дому).

 

Кол-во посещений в организациях здравоохранения ПМСП на дому            (по данным Центра электронного здравоохранения МЗ КР)

 

Регион 

на дому

2023 г.

2024 г.

г. Бишкек 

158 688

159 031

Чуйская область

40 747

27 027

Ошская область

108 781

58 631

г. Ош

59 483

50 991

Баткенская область

23 607

20 392

Джалал-Абадская область

126 397

78 561

Иссык-Кульская область

59 827

47 656

Нарынская область

16 365

16 187

Таласская область

11 233

8 400

РЛПО

2 615

2 787

Республика

607 743

469 663

 

  

Результаты оценки качества медицинской помощи с использованием Оценочной карты в организациях здравоохранения в 2024 году

Оценка качества медицинской помощи с использованием Оценочной карты проведена в 77 организациях здравоохранения, предоставляющих первичную медико-санитарную помощь, в том числе в 56 ЦОВП и 21 ЦСМ. Результаты оценки качества медицинских услуг оцениваются в баллах, максимальное количество баллов по оценочной карте составляет 1000 баллов или 100% соответствия критериям качества.

 Критерии качества в ОЗ ПМСП республики (%)

Регионы

1 п/г 2024г.

2 п/г 2024г.

1

г. Бишкек

83,7

83,8

2

Баткенская область

49,7

54,7

3

Жалал-Абадская область

52,2

57,0

4

Иссык-Кульская область

64,9

59,3

5

Нарынская область

55,3

56,6

6

Ошская область

72,1

70,0

7

Таласская область

48,2

49,1

8

Чуйская область

80,0

76,7

Республика

63,3

63,4

 

  Результаты оценки качества медицинской помощи в ОЗ ПМСП показали, что в среднем по республике показатель качества оказания первичной медико-санитарной помощи остался на прежнем уровне (2 п/г 2024 г. - 63,4% из 100% возможных, 1 п/г 2024 г. – 63,3%). Сравнительно высокие показатели соответствия качества медицинских услуг утвержденным клиническим протоколам отмечается в ОЗ ПМСП г. Бишкек - 83,8% и Чуйской области - 76,7%. Качество оказания медицинской помощи ниже среднереспубликанского уровня в ОЗ ПМСП Таласской -  49,1%, Баткенской – 54,7% и Нарынской – 56,6% областях.

Самый низкий показатель качества среди ОЗ ПМСП имеет место в ЦОВП Папан Ошской области 41,5%. В данном ЦОВП отмечается очень низкое качество предоставляемых медицинских услуг по категориям «Качество услуг по ведению беременных женщин»-21,4% из 100% возможных, «Качество услуг пациентам с сахарным диабетом»-29%, «Качество услуг детям до 5 лет»-30%, «Качество услуг на уровне ФАП»-42,9% (качество услуг по ведению беременных женщин, пациентам с сахарным диабетом, детям до 5 лет не соответствует качества медицинских услуг утвержденным клиническим протоколам,  низкие знания специалистов ГСВ по оказанию неотложной медицинской помощи беременным женщинам, пациентам с сахарным диабетом).

Наряду со слабо работающими ОЗ ПМСП, в Ошской области ряд ОЗ ПМСП показал хорошую работу, получив высокий средний индекс качества: ЦОВП Узген – 86,5% и ЦОВП Куршаб – 77,7%. 

 Критерии качества в разрезе категорий (%)

Категории

1 полугодие 2024г.

2 полугодие 2024г.

     1

Качество деятельности администрации   ЦСМ/ЦОВП

63,9

62,7

     2

Управление ресурсами в ГСВ

68,6

71,9

     3

Качество услуг детям до 5 лет

67,0

67,8

     4

Качество услуг по ведению беременных женщин

67,1

65,4

     5

Качество услуг пациентам с гипертонической болезнью

61,8

62,0

     6

Качество услуг пациентам с туберкулезом

50,2

52,7

     7

Качество услуг пациентам с сахарным диабетом

68,7

71,5

8

Качество услуг на уровне ФАП

52,2

45,5

 В целом по Республике в ОЗ ПМСП отмечается незначительная положительная динамика показателей качества по следующим категориям Оценочной карты:

  • «Управление ресурсами в ГСВ» с 68,6% до 71,9%;
  • «Качество услуг детям до 5 лет» с 67% до 67,8%;
  • «Качество услуг пациентам с гипертонической болезнью» с 61,8% до 62%;
  • «Качество услуг пациентам с туберкулезом» с 50,2% до 52,7%;
  • «Качество услуг пациентам с сахарным диабетом» с 68,7% до 71,5%.

Максимальной индекс качества в категории «Управление ресурсами в ГСВ» - 71,9% и наименьший - в категории «Качество услуг на уровне ФАП» - 45,5%.

Наименование региона

Качество деятельности администрации ЦСМ/ЦОВП

Управление ресурсами в ГСВ

Качество услуг детям до 5 лет

Качество услуг по ведению беременных женщин 

Качество услуг пациентам с гипертонической болезнью

Качество услуг пациентам с туберкулезом

Качество услуг пациентам с сахарным диабетом

Качество услуг на уровне ФАП

1

г.Бишкек

92,4

98,0

77,0

86,5

79,9

82,2

84,2

2

Баткенская обл.

56,0

67,8

78,1

55,9

47,3

26,3

60,7

19,0

3

Джалал-Абадская обл.

48,2

77,5

70,2

66,3

54,6

30,4

57,8

43,4

4

Иссык-Кульская обл.

69,7

79,5

51,5

60,6

60,8

37,6

75,6

52,9

5

Нарынская обл.

56,8

52,1

61,8

49,1

61,4

45,0

70,2

46,2

6

Ошская обл.

78,2

73,4

68,0

70,0

69,0

77,0

65,0

64,0

7

Таласская обл.

34,4

59,9

65,5

57,2

43,6

32,2

65,3

22,9

8

Чуйская обл.

65,5

67,1

70,1

77,2

79,4

90,5

93,0

70,1

итого

62,7

71,9

67,8

65,4

62,0

52,7

71,5

45,5

 По категории «Качество деятельности администрации ЦСМ/ЦОВП» высокий показатель качества в ОЗ ПМСП г.Бишкек- 92,4% и почти 2,7 раза этот показатель меньше в ОЗ ПМСП Таласской области - 34,4%.

В категории «Управление ресурсами в ГСВ» соответствие критериям качества составило 71,9% (1п/г 2024г.- 68,6%), отмечается увеличение на 3,3%. 

Наименьший процент качества услуг в категории «Качество услуг детям до 5 лет» отмечается ЦОВП Папан-30%, ЦОВП Балыкчы-35% и ЦОВП Токмок- 38% из 100% возможных.

В категории «Качество услуг по ведению беременных женщин» сравнительно лучшие показатели отмечается в ОЗ ПМСП г. Бишкек- 86,5%, наименьшие показатели Нарынской области- 49%.

По категории «Качество услуг пациентам с гипертонической болезнью» высокий показатель соответствия качества медицинских услуг утвержденным клиническим протоколам отмечается в ОЗ ПМСП г.Бишкек- 79,9% и Чуйской области-79,4%.

Остается на низком уровне по категории «Качество услуг пациентам с туберкулезом» ОЗ ПМСП Баткенской – 26,3% (2024-ж. 1-жж-21,3%), Жалал-Абадской – 30,4% (2024-ж. 1-жж-32,3%) и Таласской – 32% (2024-ж. 1-жж-26,3%) областей.

В категории «Качество услуг пациентам с сахарным диабетом» наибольший индекс качества медицинской помощи отмечается в ОЗ ПМСП Чуйской области-93%, и г. Бишкек- 84,2%, наименьший индекс качества Жалал-Абадской области- 57,8%.

Недопустимо низкий показатель по категории «Качество услуг на уровне ФАП» отмечается в ОЗ ПМСП Баткенской-19% и Таласской (22,9%) областей. По данной категории практически отсутствует работа по всем критериям, где индекс качества за 2 полугодие 2024 г. составил 0% из 100% возможных в ЦОВП Лейлек. Также не соответствует качество медицинской помощи утвержденным нормативным документам и клиническим протоколам в ЦОВП Кадамжай Баткенской области 8,4%, ЦОВП Кулунду Баткенской области 9,2%, ЦОВП Бакай-Ата Талас области 13%, ЦОВП Таласского района Таласской области 18% и  ЦОВП Үч-Терек Жалал-Абадской области 19,3%.

Можно отметить хорошие показатели работы ФАП в ЦОВП Панфиловского района 95,8% из 100% возможных, ЦОВП Куршаб 85%, ЦОВП Узген 83%.    

 

Финансирование, ориентированное на результат за успешное завершение лечения туберкулеза на уровне ПМСП

В соответствии с Указом Президента Кыргызской Республики от 7 марта 2024 года № 65 «О реформировании механизмов финансирования системы здравоохранения» и распоряжением Кабинета Министров Кыргызской Республики от 24 июня 2024 года № 367-р, с 1 июля 2024 года трансферты из республиканского бюджета, ранее направлявшиеся в бюджет Фонда обязательного медицинского страхования при Министерстве здравоохранения Кыргызской Республики, переданы на финансирование через Министерство здравоохранения Кыргызской Республики в установленном порядке.

Механизм финансирования за успешное завершение лечения туберкулеза на амбулаторном уровне внедрен в пилотных организациях ПМСП Чуйской, Таласской, Нарынской и Баткенской областей, Кара-Суйского района и г.Ош Ошской области, Жалал-Абадской области (Сузакский, Базар-Коргонский, Ноокенский районы и гг. Кочкор-Ата, Майлуу-Суу, Жалал-Абад) и 4 районах г. Бишкек Ленинского, Свердловского, Октябрьского и Первомайского. С 1 декабря 2023 года начата оплата за успешное завершение лечения туберкулеза на уровне ПМСП в ЦОВП Иссык-Кульского, Тюпского и Ак-Суйского районов Иссык-Кульской области.

За 2024 год осуществлено финансирование 2140 случаев завершенного лечения туберкулеза на амбулаторном уровне на общую сумму 42 924,3 тыс. сомов, из них 1571 случаев с чувствительной формой  на  сумму  24 563,5 тыс. сомов и 569 случаев с лекарственно-устойчивой формой на сумму 18 360,8 тыс. сомов).

Финансирование за управление случаями психических расстройств на амбулаторном уровне в пилотных организациях здравоохранения ПМСП

В соответствии с Указом Президента Кыргызской Республики от 7 марта 2024 года № 65 «О реформировании механизмов финансирования системы здравоохранения» и распоряжением Кабинета Министров Кыргызской Республики от 24 июня 2024 года № 367-р, с 1 июля 2024 года трансферты из республиканского бюджета, ранее направлявшиеся в бюджет Фонда обязательного медицинского страхования при Министерстве здравоохранения Кыргызской Республики, переданы на финансирование через Министерство здравоохранения Кыргызской Республики в установленном порядке.

В 2024 году механизм финансирования за случаи непрерывного наблюдения и лечения пациента с психическим расстройством на амбулаторном уровне внедрен в пилотных организациях ПМСП (ЦСМ г. Ош, ЦОВП Кара-Суу, ЦОВП Ноокат, ОЦСМ г. Жалал-Абад, ЦОВП Базар-Коргон, ЦОВП Сузак, ЦОВП г. Кызыл-Кия, ЦОВП Кадамжай, ОЦСМ Нарын, ОЦСМ Талас, ОЦСМ Иссык-Куль, ЦОВП Сокулук, ЦСМ № 1 г. Бишкек, ЦСМ № 4 г. Бишкек, ЦОВП Токмок и ЦОВП Кочкорского района).  В рамках реализации Программы по охране психического здоровья, утвержденной постановлением Правительства КР № 119 от 01.03.2018г. «О программе Правительстве КР по охране психического здоровья КР на 2018-2030 гг.» приказом Министерства здравоохранения КР № 1100 от 27.12.2018г.  «Об оптимизации деятельности службы психического здоровья по предоставлению услуг лицам с психическими расстройствами на уровне ПМСП» была утверждена Междисциплинарная команда (МДК) в составе Центра семейной медицины. В состав команды входят врач - психиатр, психолог, медицинская сестра кабинета, патронажная медицинская сестра. МДК рассчитывается из расчета: 40 тыс. населения на одну команду (но не менее одной команды на район). В 2024 году работают 16 ОЗ ПМСП и осуществлено финансирование 383 случаев управления случаями психических расстройств на амбулаторном уровне на общую сумму 4 374,0 тыс. сомов.

Повышение доступности для населения программ льготного лекарственного обеспечения на амбулаторном уровне через аптечную сеть.

На сегодняшний день используется совершенно новый подход формирования “Перечня ДП ОМС” согласно новой методологии, которая называется «Методология формирования и пересмотра перечня льготного лекарственного обеспечения по Программе государственных гарантий и Дополнительной программе обязательного медицинского страхования».

Она основана на тщательной экспертизе лекарственного средства, качества и доказанной эффективности, а также учитывает влияние на бюджет здравоохранения и Фонда ОМС. Согласно этой методологии поданные заявки от заинтересованных лиц оцениваются двумя независимыми экспертами. По выставленным оценкам Рабочая группа распределяет очерёдность заявленных препаратов в листе ожидания.

Кроме того, в 2024 году  внедрена «Методология по формированию внутреннего референтного ценообразования и возмещения расходов на лекарственные средства в рамках программ льготного лекарственного обеспечения», которая учитывает международную практику и основана на  принципиально новом подходе к определению размера компенсации лекарственных средств. В основу определения размера компенсации заложено определение внутренней референтной цены (ВРЦ) лекарственных средств на основе утвержденных предельных розничных цен лекарственных средств.  

Еще одной мерой к повышению доступности программ льготного лекарственного обеспечения для населения стало  увеличение размера компенсации до 100% от базисной цены для двух льготных категорий (беременные женщины и дети до 6 лет) по некоторым лекарственным средствам в рамках предусмотренного бюджета. Для детей до 6 лет это относится к препаратам из Справочника ДП ОМС, применяемым в педиатрии, для беременных женщин препараты железа (капли и сиропы), калий йодид и фолиевая кислота из “Справочника ДП ОМС”.   До 2024 года размер компенсации для указанных категорий составлял до 50% от базисной цены.

Обеспечение доступа населения к льготному лекарственному обеспечению по ПГГ и застрахованного населения по ОМС.

За 12 месяцев 2024 г. врачами ЦСМ/ГСВ выписано 1732,2 тыс. льготных рецептов, в т.ч. по ДПОМС 1551,4 тыс. рецептов (90%), по ПГГ 180,7 тыс. рецептов (10%). Необходимо отметить темп снижения выписки льготных рецептов ПГГ в течение последних 3 лет: 2022 г. 182,6 тыс. - 2023 г.104,5 тыс. -2024 г. 102,2 тыс. рецептов. Темп выписки рецептов ОМС остается примерно на одном уровне: 1631,2 тыс. рецептов – 1636,4 тыс. рецептов – 1630,0 тыс. рецептов с периода 2022 г по 2024 г. Средний уровень компенсации по рецептам ПГГ составил 88% (без показателя учета рецептов на Бисопролол), по рецептам ОМС - 61%.

В разрезе застрахованной категории населения по ДП ОМС максимальное количество выписанных рецептов пришлось на пенсионеров 408,2 тыс. рецептов (26%), на работающих и индивидуальных предпринимателей 314,4 тыс. (20%), фермеров 198,9 тыс. (12%), детей и студентов 124,6 тыс. (8%), лиц, получающих социальное пособие 89,6 тыс. рецептов (6%) и т.д. Рецепты ОМС, выписанные с диагнозом, связанным с беременностью составили 312,6 тыс. рецептов (20%). При этом, 427,8 тысяч застрахованной категории пациентов охвачены льготным лекарственным обеспечением, что составило 6%.

В разрезе льготной категорий больных по нозологиям: 20% рецептов выписаны больным эпилепсией (35,6 тыс. рецептов), 15% больным бронхиальной астмой (27,2 тыс.), 14% больным психическими расстройствами (25,6 тыс.), 8% рецепты для онкобольных (13,6 тыс. рецептов) и с июля 2024 г. на больных ГБ пришлось 43% (78,6 тыс. рецептов на Бисопролол).

Среди льготной категории больных сумма возмещения на онкобольных составила 10777,2 тыс. сомов (18%), на больных эпилепсией 11659 тыс. сомов (20%), больных бронхиальной астмой 8896,2 тыс. сомов (15%), больных с психическими расстройствами 6842,4 тыс. сомов (12%) и с июля 2024 г по рецептам на Бисопролол сумма компенсации составила 20856,4 тыс. сом (35%). 

Среди застрахованной категории населения размер компенсации за лекарственные средства, реализованные пенсионерам, составил 99263 тыс. сомов (25%), работающим и индивидуальным предпринимателям 83778,9 тыс. сомов (21%), детям и студентам 34999,3 тыс. сом (9%), фермерам 48777 тыс. сомов (12%), лицам, получающим социальные пособия 24841,4 тыс. сомов (6%) и т.д. По выписанным и реализованным рецептам ОМС с диагнозом, связанным с беременностью размер компенсации составил 65439,5 тыс. рецептов (17%).

В 2023 году выписанные рецепты для застрахованной категории пациентов составили 1636,4 тыс. рецептов (1551,4 тыс. в 2024 г.). Льготным категориям больных (по ПГГ) выписано 104,5 тыс. рецептов (180,7 тыс. рецептов с учетом Бисопролола в 2024 г.) в т.ч. больным эпилепсией 36,6 тыс. рецептов (35,6 тыс. рецептов в 2024 г.), больным бронхиальной астмой 30,4 тыс. рецептов (27,2 тыс. рецептов в 2024г.), больным с двумя формами психических заболеваний 23,3 тыс. (25,6 тыс. рецептов в 2024 г.), онкологическим больным - 14,2 тыс. (13,6 тыс. рецептов в 2024 году). С июля 2024 г. на больных ГБ пришлось 78,6 тыс. рецептов на Бисопролол.

 

Программа 3. Предоставление услуг организациями здравоохранения на стационарном уровне

Цели программы:

Повышение качества и эффективности предоставления гарантированной медицинской помощи на стационарном  уровне в рамках ПГГ.

Ожидаемые результаты реализации программы в среднесрочном периоде:

  • Обеспечение доступности медицинских услуг населению республики на уровне стационарной помощи в рамках ПГГ;
  • Обеспечение доступности к медицинской помощи по борьбе с туберкулезом, оказываемой организациями здравоохранения стационарного уровня;
  • Обеспечение доступности к медицинским услугам на уровне специализированной онкологической и гематологической помощи;
  • Обеспечение доступности к медицинским услугам на уровне специализированной психиатрической помощи;
  • Оказание населению платных медицинских услуг, сверх объема ПГГ(сооплата);

Текущая ситуация, проблематика и прогресс

Стационарную помощь в системе Единого плательщика оказывают 11 национальных/республиканских стационаров, 10 областных, 14 городских/территориальных больниц , 10 противотуберкулезных больниц, 10 стационаров, оказывающих специализированную стационарную помощь, 57 стационаров в центрах общеврачебной практик.  

За 2024 год, в стационарах, работающих по договорам с Фондом ОМС, фактически пролечено 1167373 пролеченных случаев (2022 г. - 1085745, 2023 г. - 1245926). Из них в стационарах, количество пролеченных случаев в общепрофильных стационарах составило 946411 (2022 г. - 1058996, 2023 г. - 1159765), в противотуберкулезных стационарах - 5347 (2022 г. - 6009, 2023 г.-5559 случаев), в специализированных стационарах 27134 (2023 г. -29 113 20740 ,2022 год - 20557).

В структуре пролеченных случаев 42% пролечены по социальным категориям, в том числе дети до 18 лет - 37%, пенсионеры -16,0%, застрахованные лица - 19%, фермеры и индивидуальные предприниматели -6%, лица, получающие социальные пособия -7%.   Льготные пролеченные случаи по медицинским показаниям составляют 20% от всего количества пролеченных случаев.

В системе здравоохранения стационарную противотуберкулезную помощь оказывают 10 организаций (2022 г. - 15 стационар). В противотуберкулезных стационарах республики по данным информационной системы «Пролеченный случай» в 2024 году пролечено 5437 ПС (2023 г. - 5559), что составляет 94% от плана. Проблемы по деятельности ПТБ стационаров: почти во всех ПТБ стационарах необходимо оптимизировать количество коек, с учетом работы койки в году, в среднем всего 129 дней в году при нормативе 320-340 дней в году, и с учетом того, что на неработающие койки затрачивается до 30% бюджета. Почти во всех ПТБ стационарах функционируют рентген аппараты 1965-1975 года выпуска, что вызывает острую необходимость  замены на новые цифровые рентген аппараты.

Онкологическую помощь населению республики оказывают 2 специализированных стационара и отделения онкогематологии в Ошской межобластной объединенной больнице, Ошской межобластной детской клинической больнице, Национальном центре охраны материнства и детства. В  2024 году план пролеченных случаев по профилю онкогематология выполнен на 105%. Увеличение количества пролеченных случаев в онкогематологических стационарах отражает увеличение показателей онкологической заболеваемости на 100000 населения, которая увеличилась с 81,7 на 100000 населения до 88,5 на 100000 населения. Отмечается тенденция увеличения количества ПС по категории Пенсионеры старше 70 лет, что увеличит количество ПС в онкологических и общепрофильных стационарах. Если в 2018 году количество ПС по данной категории составляло 47684, то в 2024 году колво ПС составило 69427, т.е. увеличение на 46%. С учетом увеличения продолжительности жизни, предполагается и в дальнейшем увеличение колва ПС по этой категории. Данные тенденции позволяют прогнозировать увеличение количества ПС в онкологических и общепрофильных стационарах. Для профилактического раннего выявления онкологических заболеваний на уровне ОЗ ПМСП внедрены скрининги по осмотру молочных желез и осмотра шейки матки у женщин, для чего необходимо провести оснащение ОЗ ПМСП видеокольпоскопами, областных центров онкологии аппаратами для проведения маммографии. 60% онкологических больных выявляются на 3-4 стадии заболевания, необходимо предусмотреть  финансовые средства для увеличения финансирования онкологических стационаров за счет открытия отделений паллиативной помощи в онкологических стационарах.

В системе Единого плательщика работают 5 психонаркологических стационаров с коечным фондом в 1705 мест. За отчетный год количество пролеченных случаев составляет 95% от запланированного количества пролеченных случаев. В 2024 г. экспертиза качества медицинских услуг проведена во всех 5 специализированных психиатрических стационарах. Уровень дефектов составил 20% (2023 год 21,3%) от общего числа всех проэкспертированных медицинских карт. Дефекты обследования составляют 8% (2023 год 8,7%), лечения 14% (2023 год 17,8%). Уровень необоснованных госпитализаций составил 3,1% от всех проэкспертированных медицинских карт (2023 год 3,3%).

Деятельность отделений краткосрочного пребывания и экстренной медицинской помощи в стационарах.

В отделения краткосрочного пребывания (ОКП дети, ОКП беременные, ОЭМП) в 2024 году пролечено 176709 пролеченных случаев. В структуре госпитализированных дети до 6 лет составили 72% (2023 г. 70%), из них дети до 1 года 14% (2023 г. 13%). Терапевтический профиль заболеваний составляет 60%, пролеченные случаи с проведением хирургических операций/манипуляций составляют 40%. С целью повышения доступности и качества акушерской медицинской помощи беременным женщинам через возможность динамического наблюдения в родильных стационарах внедрены  отделения/койки краткосрочного (досуточного) пребывания для беременных женщин, которые функционируют в 16 стационарах республики (2022 год - 13 стационаров). В 2024 году госпитализированы для наблюдения до родов 2086 (2023 г. - 2592, 2022 г.- 2564 случаев). Отделения экстренной медицинской помощи (далее ОЭМП) оказывают неотложную помощь в 45 стационарах (2023 год - 45 стационаров) республики. В 2024 году в стационарных отделениях экстренной (досуточной) медицинской помощи оказана медицинская помощь 140530 пациентам, в 2023 году оказана неотложная помощь  123267 пациентам, в 2022 году 89407). По структуре пролеченных случаев ОЭМП в разрезе диагнозов МКБ 10, в КМБ СМП г. Бишкек и Национальном госпитале коды МКБ 10, S00 - T98 Травмы, отравления, последствия внешних воздействий  составляют 74%. В ОЭМП ЦОВП более 65% пролеченных случаев составляют диагнозы, подлежащие лечению на уровне ПМСП, что свидетельствует и слабой работе ОЗ ПМСП в регионах республики.

 

Совершенствование системы оплаты стационарных услуг на основе весовых коэффициентов клинико-затратных групп (КЗГ).

В целях совершенствования и рационализации больничной системы через модернизацию системы оплаты больничного сектора Фондом ОМС пересмотрена и разработана новая модель клинико-затратных групп (КЗГ) с классификацией каждого случая лечения в КЗГ на основе клинических данных. Приказом Министерства здравоохранения Кыргызской Республики от 23 декабря 2024 года №1331 утверждены перечень и весовые коэффициенты клинико-затратных групп для оплаты пролеченных случаев в стационарах.  С 1 января 2025 года Фондом ОМС внедрено финансирование стационаров, работающих в Едином плательщике по фактическому количеству пролеченных случаев в соответствии с данными в информационной системе «Пролеченный случай». Проведены обучающие семинары для стационаров республики по внедрению новой системы КЗГ и программного обеспечения “Пролеченный случай”.

           Контроль качества медицинской помощи в системе Единого плательщика

Контроль качества медицинских услуг является одной из основных задач Фонда ОМС. Для улучшения качества медициской помощи в организациях здравоохранения, Фондом ОМС проводятся следующие мероприятия:

- два раза в год с целью контроля качества медицинской помощи и мониторинга реализации ПГГ, проводится оценка, экспертиза, мониторинг индикаторов и программ, администрируемых Фондом ОМС. Результаты обсуждаются совместно с сотрудниками ОЗ, планируются мероприятия по улучшению качества медицинской помощи и публикуются на сайте Фонда ОМС в разделе “Открытые данные” http://foms.kg/open-data.

В 2024 году специалистами Фонда ОМС проведена плановая оценка и экспертиза 38795 медицинских карт, в том числе на уровне ПМСП 9800 медицинских карт, 5095 карт вызовов бригад СМП, 23900 медицинских карт на стационарном уровне. Проведен опрос 3465 пациентов по качеству полеченных медицинских услуг.

Стационарная помощь в системе Единого плательщика

К отчетному периоду в стационарах республики, работающих по договорам с Фондом ОМС, пролечено 1167373 (2023 г.1259765) случаев случаев, в т.ч.:   

- в общепрофильных стационарах количество пролеченных случаев составило 946411 (2023 г. 1136527);

  • в противотуберкулезных стационарах пролечено 5347 (2023 г. 5516 случаев);
  • в специализированных стационарах (онкология, психиатрия) пролечено 27134 (2023 г.17722) случаев.

В структуре пролеченных случаев по социальным категориям наибольшее количество случаев составляют дети до 18 лет - 37%, пенсионеры -16%, работающие лица - 10%, фермеры и индивидуальные предприниматели - 6%, лица, получающие социальные пособия - 7%, прочие – 6%.

В среднем по республике соответствие  деятельности стационаров утвержденным МЗ КР нормативным документам по качеству и клиническим протоколам или индекс качества в стационарах за 2 полугодие 2024 года составил 67% из 100% возможных (2021 г. - 64,5%, 2022 г. - 68,9%, 2023 г.- 66%). Оценка деятельности проводилась на основе оценки индикаторов по 8 приоритетным категориям.

 

Средний показатель соответствия утвержденным нормативным документам по качеству медицинской помощи и клиническим протоколам (индекс качества) в стационарах 2022-2024 г.г

Регионы

2022 год

(средний показатель качества за 1 и 2 п/г 2022 года)

      2023 год

(средний показатель качества за 1 и 2 п/г 2023 года)

      2024 год

   (средний     показатель  качества за 1 и 2 п/г 2024 года)

г. Бишкек

89%

87,4%

89%

Баткенская обл.

60%

58,9%

63,5%

Джалал-Абадская обл.

50,1%

46,1%

52%

Иссык-Кульская обл.

65,4%

70,9%

72%

Нарынская обл.

72,3%

62,9%

59%

Ошская обл.

77,9%

79,1%

76%

Таласская обл.

62,7%

61%

55%

Чуйская обл.

72,2%

71,9%

65%

Республика

68,9%

67,3%

66,5%

 

Высокий показатель соответствия качества медицинских услуг утвержденным клиническим протоколам отмечается в стационарах г. Бишкек (89%), Ошской (75%) областях.

 Ниже средне-республиканского показателя, соответствие медицинских услуг клиническим протоколам в стационарах Нарынской (59%), Таласской (57%), Жалал-Абадской (53%) областях.

В разрезе стационаров максимальное соответствие качества медицинской помощи утвержденным клиническим протоколам из возможных 100% за 2024 год имеют следующие стационары: Ошская межобластная детская больница, Ошская межобластная объединенная клиническая больниц, Ошская городская клиническая больница, ЦОВП Ноокат, Городской перинатальный центр г.Бишкек, родильный дом №1 г.Бишкек.

Практически не соответствует качество медицинской помощи утвержденным нормативным документам и клиническим протоколам в ЦОВП Папан 30,5% (2019 г. 17 %; 2021г. 15 %; 2022 г. 33 %; 2023 г. 36 %); Сумсар ЦОВП 31 % (2019г. 39 %; 2021г. 36 %; 2022г. 31 %; 2023 г. 29 %).

Выводы по стационарном уровне:

  • По классам заболеваний МКБ10, наибольшее количество ПС класса О Беременность, роды и послеродовой период 15% (177990), Болезни органов дыхания 15% (171012, за счет детского возраста), болезни ССЗ 10% (117578), Здоровые новорожденные Z (10%) и новорожденные с патологией P (2%) 12% (141698), S Травмы, отравления 8% (88640), К Болезни органов пищеварения 7% (83335). Бесплатное лечение по медицинским льготам получили 230770 пациентов (20% от всего количества ПС в 2024 году), в том числе женщины, поступающие на роды, беременные 181078 (77%), Сахарный диабет 10%.
  • Доля пролеченных случаев с внесением сооплаты: минимального уровня, за счет государственного бюджета и средств ОМС по республике составила 8% от всех ПС (66905); максимального уровня 4% (42575); среднего уровня 13% (154875).
  • В разрезе категорий наименьшая оценка в категории  “Внутрибольничная  система обеспечения качества”. Можно отметить прямую зависимость оценки в данной категории с качеством медицинских услуг: в стационарах где работа по обеспечению качества проводится в соответствии с нормативными документами, общий индекс качества прямо пропорционально увеличивается.
  • Отмечается тенденция  увеличения количества ПС по категории Пенсионеры старше 70 лет. Если в 2018 году колво ПС по данной категории составляло 47684, то в 2024 году колво ПС составило 69427, те увеличение на 46%. С учетом увеличения продолжительности жизни, предполагается в дальнейшем увеличение колва ПС по этой категории. В системах здравоохранения мира имеется опыт больниц сестринского ухода, В Кыргызской Республике на пилотных началах можно было бы отработать и внести в классификатор отделений стационаров  Отделения сестринского ухода.

Совершенствование системы оплаты стационарных услуг на основе весовых коэффициентов клинико-затратных групп

Для улучшения системы оплаты медицинских услуг в зависимости от сложности заболевания, тяжести физического состояния пациента, наличия осложняющих факторов и сопутствующих заболеваний, Фондом ОМС проведена работа по пересчету коэффициентов затратности для 438 основных видов диагностических групп болезней.  Пересмотрены правила оплаты за случаи сверхкороткого пребывания в больнице. Таким образом, создана совершенно новая система оплаты пролеченных случаев в системе Единого плательщика. С января 2024 года внедрена новая система оплаты пролеченного случая с расчетом бюджета организаций здравоохранения на основе нового КЗГ и планирования пролеченных случаев. В 2024 году будет продолжена работа по разработке и утверждению весовых коэффициентов КЗГ для экстренной кардиохирургии, ОКП/ОЭМП с последующим пересмотром механизма финансирования ОКП/ОЭМП по новой модели КЗГ.

Проблемы, влияющие на возможность качественного оказания медицинской помощи.  

Медицинскую помощь населению республики на 01 января 2025 года оказывали 12 755 врача, показатель 18,6 на 10000 населения и 29 177 специалиста со средним медицинским образованием или 42,5 на 10000 населения. 

Низкая обеспеченность врачами остается в Жалал-Абадской (15,2), Талаской (16,2) и Чуйской (11,8) областях, а недостаточная обеспеченность специалистами со средним медицинским образованием отмечается в Баткенской (42,0) и Чуйской областях (29,8) на 10000 населения.

65% населения республики проживает в сельской местности, поэтому повышение качества профилактических, медицинских услуг на уровне ФАП является определяющим направлением для системы здравоохранения в Кыргызской Республике. Внедрение подушевого финансирования по половозрастным коэффициентам, что связано со старением населения также является  одним из путей решения вышеперечисленных проблем.

Выплата стимулирующих выплат ОЗ ПМСП и стационарам по результатам комплексной  оценки качества мед.попомщи будет способствовать оказанию качественной мед.помощи.

Мониторинг реализации программ льготного лекарственного обеспечения.

                   Мониторинг реализации программ льготного лекарственного обеспечения осуществляется территориальными управлениями Фонда ОМС и включает в себя в том числе мониторинг ассортимента ЛС в аптечных учреждениях в соответствии со “Справочником ДП ОМС”, соблюдение установленных предельных розничных цен, а также наличие информационных стендов и необходимой для населения информации. Основными актуальными проблемами остаются недостаточная выписка врачами льготных рецептов, частые перебои поставок лекарственных средств и вследствие этого неполное неосвоение выделенных денежных средств.

 

Программа 4. Обеспечение финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования, поддержки, развития и стимулирования организаций здравоохранения.

Цели программы: 

Повышение уровня удовлетворенности застрахованных граждан посредством гарантированного обеспечения финансированием по средствам обязательного медицинского страхования.  

Ожидаемые результаты реализации программы в среднесрочном периоде:

  • Обеспечение финансовой устойчивости и надлежащего функционирования организаций здравоохранения (формирование страхового запаса);
  • Поддержка, развитие и материально-техническое оснащение организаций здравоохранения;

 

В рамках данной меры планируется:

Ежегодно Фондом ОМС, в целях обеспечения финансовой устойчивости и надлежащего функционирования организаций здравоохранения, формируется страховой запас.

Под страховым запасом понимается резервирование финансовых средств в бюджете Фонда ОМС за счет средств, поступающих по отчислениям страховых взносов на обязательное медицинское страхование, на случай возникновения критических ситуаций с финансовым обеспечением программ обязательного медицинского страхования, связанных со стихийными бедствиями, катастрофами, террористическими актами и другими чрезвычайными ситуациями, произошедшими в течение года, необходимостью осуществления выплат по решениям судебных органов, а также в случае недостаточности доходов бюджета Фонда ОМС при несвоевременном выделении ассигнований, передаваемых из республиканского бюджета, или недопоступлении запланированного объема поступлений средств по страховым взносам на обязательное медицинское страхование.

Средства страхового запаса не являются свободными средствами и не подлежат восстановлению в течение года в случае его использования.

Страховой запас предназначен для обеспечения финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования в Кыргызской Республике и исполнения расходных обязательств Фонда ОМС в соответствии с бюджетным законодательством и формируется в составе расходов бюджета для его использования в течение года.

Размер страхового запаса ежегодно утверждается законом о бюджете Фонда ОМС и формируется в объеме не менее месячного финансирования от общего объема средств, получаемых в качестве страховых взносов на обязательное медицинское страхование и направляемых для расчетов с поставщиками медицинских, профилактических, фармацевтических и иных услуг, предоставляемых по программе обязательного медицинского страхования. По мере использования средств страхового запаса в течение бюджетного года он не подлежит восстановлению.

Также средства бюджета Фонда ОМС могут направляться на поддержку и развитие здравоохранения, финансирование мероприятий по профилактике и укреплению здоровья и других целевых программ в области здравоохранения по решению Наблюдательного совета по здравоохранению и обязательному медицинскому страхованию (далее – Наблюдательный совет).

Средства в целевом порядке предусматриваются и утверждаются в соответствии со статьями 3, 12 Бюджетного кодекса Кыргызской Республики в размере не более 2 процентов от утвержденной суммы, направляемой на обязательное медицинское страхование.

Перечень приоритетных направлений по поддержке и развитию здравоохранения для организаций здравоохранения, работающих по договорам с Фондом ОМС, на текущий год определяется Министерством здравоохранения Кыргызской Республики и вносится Фондом ОМС на рассмотрение и одобрение Наблюдательного совета.

Средства по решению Наблюдательного совета могут направляться на:

  • улучшение материально-технического оснащения организаций здравоохранения, работающих по договорам с Фондом ОМС и реализующих ПГГ;
  • стимулирование организаций здравоохранения, участвующих в реализации программ по здравоохранению и обязательному медицинскому страхованию. 

Программа по улучшению качества первичной медико-санитарной помощи будет поддерживать Государственную программу развития здравоохранения на 2019-2030 года на протяжении первых пяти лет ее реализации. При этом, из четырех конкретных сфер здравоохранения Государственной программы развития здравоохранения она будет сосредоточена на первичной медико-санитарной помощи. В рамках мероприятий Программы, ориентированной на результат (ПОР) также предусматривается пересмотр и консолидация методов оплаты ПМСП, с тем, чтобы улучшить качество и охват услуг по приоритетным состояниям. Часть средств ПМСП должна будет выделяться на оказание приоритетных медицинских услуг (структурный аспект качества), а другая часть средств - на оплату по результатам деятельности для стимулирования качества (такие аспекты качества как процесс и результаты). В соответствии с чем, данные средства предусмотрены в бюджете Фонда ОМС для ее своевременной реализации и финансового обеспечения мероприятий для достижения результатов по улучшению качества первичной медико-санитарной помощи.

  

Заместитель председателя                                                    М.Т. Шабданов